понедельник, 9 марта 2015 г.

Медвежата Суф и Шуф. Звуки [c]- [ш] , [тр]

-Послушай внимательно, какие звуки слышишь?
(Крик медведя)

-Кто нарисован на картинке?


-Как называют этих взрослых животных?
(Медведь, медведица)



-Как называют детёнышей медведей?
(Медвежата)



Сегодня на занятии с нами вместе будут работать медвежата, одного зовут Шуф, другого – Суф.


-Скажи, отличаются их имена? Чем? (Первыми звуками С-Ш).
Послушай, что они говорят. Повтори предложения.

-Я медвежонок Суф, люблю свистеть. Вот так: с-с-с-с.
Давайте вместе посвистим. С-с-с-с-с
-А я медвежонок Шуф, люблю шипеть. Вот так: ш-ш-ш-ш.
Давайте вместе пошипим. Ш-ш-ш-ш-ш.
-Но когда мы говорим, путаем звуки с-ш,
-Помогите нам, пожалуйста!

- Давай поможем медвежатам?


Артикуляционная гимнастика 
- Чтобы правильно и четко произносить звуки необходимо подготовить речевые органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику, расскажем сказку про медвежат, а картинки помогут.

Жили-были 2 медвежонка Суф и Шуф. Они были весёлые и улыбались прохожим («Забор» и «Окошечко»).


Медвежата были большими сладкоежками, очень любили пряники со сладким чаем («Лопата» и «Чашечка»).

Часто медвежата помогали маме наводить порядок в домике: Суф мыл пол («Чистим нижние зубки»), а Шуф протирал пыль на полочках («Чистим верхние зубки»).

После этого они расставляли свои игрушки («Качели»).

А потом отдыхали, сидя на диване.

 Суф тихонько свистел: с-с-с-с, а Шуф шипел: ш-ш-ш-ш.




- Произнеси звук [С] и скажи, какое положение, занимают губы, когда его произносите?
(Губы занимают положение «улыбочки»).
- Когда произносим  звук [Ш], что происходит с губами?
(Губы вытянуты вперед, чуть округлены).

- Какое положение занимает язычок при произношении [С]?
(Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки»).
- Что происходит с язычком, когда произносим [Ш]?
(Язычок находится вверху, в виде «чашечки»).

- Давай  проверим характер воздушной струи.
([С] Воздушная струя холодная).
([Ш] Воздушная струя теплая).

- Проверяем работу голосовых связок.
(Голосовые связки не работают).


- Я буду произносить звуки. Если ты услышишь [С] руки опустишь вниз, если услышишь [Ш], поднимешь вверх. Почему?
(Руки символизируют положение языка).
- Итак, слушаем внимательно С, М, Н, Т, Ш, С, Ш…

-Будем говорить на языке медвежат: один говорит, другой отвечает:
Са-са – ша-ша
Шо-шо – со-со
ас – аш
ос – ош
ус – уш
эс – эш
ыс - ыш



Медвежатам мама связала новый шарфик с узорами (узоры-символы кружок и улыбка). Посмотри, какой знакомый узор, прочитаем его. Давай  удивимся шарфику: о-о-о и произнесем  с удивлением. Я начну, ты продолжай: шо-со:
А теперь удивимся: у-у-у шу-су, а теперь так: а-а-а, ша-са.


Отправились после этого медвежата на прогулку.
Им надо было найти картинки, Суфу те, которые начинаются со звука С, Шуфу со звуком Ш. Я называю, а ты повторяешь и говоришь: кому ты её отдашь.
Поможем?

Снежинка, снеговик, сосулька, СОСНА
Шапка, шарф, шуба, ШИШКА.

Мишки
Мишки по лесу гуляли,
Мишки шишки собирали.
Вот так, вот так
Мишки шишки собирали.
Посмотрели в дали, дали.
И сосну вдруг увидали,
Забрались они наверх,
Закричали громче всех: с-с-с, ш-ш-ш.

Послушай и повтори быстро:

Миска-мишка
Крыса-крыша
Маша – масса
Шок-сок

Весёлый пастушок. Послушный малыш.
Пушистая кошка. Смешные стишки.
 Опасное путешествие. Спасательная шлюпка.
Солдатская шинель. Пушистая шапка.
 Стальной шлем. Толстые шпалы.
Веселая шутка. Шумный класс.
Сладкий шоколад. Пушистый снег.
Большая собака. Скошенный луг.
Шумное шоссе. Высокая башня.
Соленые волнушки. Пенистый шампунь.
Синяя шаль. Лисья шапка.
Душистый ландыш. Шелестят камыши.
Лесная глушь. Лесная опушка.

Медвежата Суф и Шуф пошли в лес за сосновыми шишками.
Медвежонок Суф залез на сосну.
Суф мечтает о сосновой шишке.
Шуф смотрит у сосны.
Там лежат сосновые шишки.
Медвежонок Шуф держит сосновую шишку.

-С какими животными сегодня встретились на занятии? (Медведями)
-Какие это животные?
(Дикие)
-Почему?
-Как называют взрослых животных? (Медведь, медведица)
-Как называют их детёнышей? (Медвежата)
-Опишите этих животных (большие, сильные, пушистые)

-А какие наши медвежата Шуф и Суф? (шустрые, смешные, послушные)
-Что они умели делать? (свистеть и шипеть)
-О чём они попросили? (Научить различать звуки и буквы с-ш).
-Как думаете, получилось это?

Медвежата убежали в лес, но оставили нам письмо с заданием. Давай выполним его.

Слова – подсказки:
сТРаус,
асТРа,
сТРекоза,
осТРов,

инсТРументы,
сТРоитель,
касТРюля,
Кот МаТРоскин,

ПеТРушка,
ТРон,
ДРакон,
веДРо,

ТРоллейбус,
поДРужки,
ДРова,
выДРа

*сТРаус
асТРа
сТРекоза
осТРов
инсТРументы
сТРоитель
касТРюля
Кот МаТРоскин
ПеТРушка
ТРон
ДРакон
веДРо
ТРоллейбус
поДРужки
ДРова
выДРа
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (страус, астра, стрекоза, остров, Кот Матроскин, кастрюля, строитель, инструменты, Петрушка...)

2. 
Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : я смоТРю на…
Я смоТРю на сТРауса
Я смоТРю на асТРу
Я смоТРю на сТРекозу и т.д.

3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у сТРауса – асТРа, у сТРекозы – осТРов , у МаТРоскина – касТРюля и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сТРаус – живой, асТРа – неживая и т.д. 

5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сТРаус, два сТРауса, пять сТРаусов и т.д. 

6. Живой предмет называй с числом ТРИ, а неживой предмет с числом ТРИДЦАТЬ ТРИ: ТРи сТРауса, ТРидцать ТРи асТРы, ТРи сТРекозы и т.д.

7. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету... ; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).

8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сТРаус и асТРа – СТРаус съел асТРу)

Следи за правильным произношением звука Р!






Комментариев нет:

Отправить комментарий