— Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
— Подул теплый ветерок — ш-ш-ш, зашелестели листья.
— Подул холодный ветер — ос-с, закачались сосны.
— Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
— Снова подул ветер.
— Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.)
Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.)
Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].
— Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними.
Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку.
Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.)
Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем — со звуком [ш] и получились слоги …(Со, шо.)
Познакомились слоги са — ша, су — шу, со — шо.
Потом решили поговорить друг с другом:
«Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением),
«Су-су! Шу-шу!» (восхищенно),
«Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
— Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес.
«Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова. Затем звук [с]
— А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт.
— Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.)
Деление слов на слоги
— Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука.
— Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.
На-на-на, изображаем мы слона.
Ву-ву-ву, изобразим мы сову.
Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.
Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках.
— Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:
Лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
— Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.)
Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове.
Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.
- Что ты, Страшила, натворил?
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
-Верно? А как сказать правильно?
— Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову:
ласка (ласковый),
слава(славный),
послушание (послушный),
смелость (смелый).
Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.
— Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!»
— Придумайте задания Страшиле. Пусть. он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.
Конспект взят с сайта "Малышок":
http://mallishok.ru/logopedicheskoe-gruppovoe-zanyatie-differenciaciya-zvukov-s-sh/
Выучи:
Веселая старушка
Весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
Е. Стюарт
Комментариев нет:
Отправить комментарий